Рабочие программы по предмету компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 1-4 класс, 5-11 класс
Рабочие программы по предмету компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 1-4 класс, 5-11 класс
на 2018-2019 учебный год
Аннотация к предмету компьютерная грамота «Мой друг компьютер»
Компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 1 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу компьютерное моделирование для обучающихся1 класса разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
- Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 4/15 от 22.12.2015;
- ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016.
- Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Т. А. Рудченко «Информатика» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Утверждена педсоветом от 29.08.2018 г. протокол № 1.
2.Общая характеристика предмета
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Кружок «Информатика» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Цели данной программы:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
Задачи программы:
- дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности;
- абстрактного и логического мышления;
- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
- умения работать в минигруппах;
- бережного отношения к школьному имуществу;
- навыков здорового образа жизни.
3.Место предмета в учебном плане
Программакурса компьютерное моделирование рассчитана на 1 год. 1 час в неделю – 33 часа в год. Программа составлена с учётом ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениямии предполагает использование компьютеров.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направление работы по развитию компьютерной грамотности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено курсом компьютерное моделирование. Это компьютерные уроки после уроков. ИКТ – технологиив обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – еще одна возможность по коррекции мелкой моторики руки, которая напрямую связана с коррекцией мыслительных процессов. Курс представлен тремя основными разделами, которыесоставляют структурные единицы уроков:
— знакомство с инструментами компьютерной среды;
— техническое освоение инструментов обучающимися;
— знакомство с цифровым миром: создание ситуаций эмоционального подъема через успех выполненных посильных заданий.
5.Планируемые результаты освоения.
Личностные результаты:
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;идентификация себя со школой (я – ученик)
- Формирование уважительного отношения к иному мнению,истории и культуре других народов;ребенок не конфликтует с детьми другой национальности;
- Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;способен осознавать изменения;
- Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни;пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).
- Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; способность обращаться за помощью к взрослому;
- Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знает свои возраст, пол.
- Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; принятие образца «хорошего ученика».
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях, расширение круга общения, дружеских контактов;
- Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; различает категории «красиво-некрасиво»
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;способен испытывать чувства стыда, вины.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; отсутствуют вредные привычки
- Формирование готовности к самостоятельной жизни; имеет свои домашние обязанности.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать вколлективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
— использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
— обращаться за помощью и принимать помощь;
— слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
— устанавливать видо-родовые отношения предметов;
— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
— читать;
— писать;
— выполнять арифметические действия;
— наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые предметные результаты:
- включать и выключать компьютер;
- владеть основными кнопкамиклавиатуры;
- правила техники безопасности;
- правила работы за компьютером.
6.Основное содержание программы.
Введение.
Знакомство. Введение в предмет.
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере
Знакомство с устройствами компьютера.
Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой.
Мышь. Пиктограммы.
Работа одним щелчком мыши. Работа с двойным щелчком мыши. Перетаскивание предметов. Игра « Мы рисуем».
Работа с инструментами. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами рисунка (закрашивание фигур). Работа с фрагментами рисунка (подпись фигур). Работа над творческим проектом «Домик». Рисуем на свободную тему.
Введение в логику.
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Работа с компьютернойпрограммой «Собери картинку». Развитие внимания. Занимательные задачки. Путешествие в страну Ребусов. Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Работа с компьютерной программой «Укажи лишнего». Путешествие в страну Загадок.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Введение | 10 |
2. | Знакомство с устройствами компьютера. | 3 |
3. | Мышь. Пиктограммы. | 19 |
4. | Введение в логику. | 1 |
Итого: 33 |
8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Т. А. Рудченко «Информатика» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Утверждена педсоветомот 29.08.2018 г. протокол № 1. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. — Лаборатория знаний, 2007. – 119 с. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с. |
2. | Технические средства обучения | Компьютер, интерактивная доска. Интернет ресурсы:ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ |
3. | Демонстрационные пособия |
Компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 2 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа покомпьютернойграмоте«Мой друг -компьютер» для обучающихся2 класса разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» п.2 ст.28;
- Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
- Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)
- Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16. 05.2016 г. ;
- ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ № 72от 16.05.2016.
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Т. А. Рудченко «Информатика» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Утверждена педсоветомот 29.08.2018 г. протокол № 1.
- Общая характеристика предмета
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Цели данной программы:
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся первоначальных умений и навыков решения логических задач.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
- дать обучающимсяпервоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности;
- абстрактного и логического мышления;
- творческого и рационального подхода к решению задач.
- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога;
- бережного отношения к школьному имуществу;
- навыков здорового образа жизни.
- Место предмета в учебном плане
Программапредмета компьютернаяграмота«Мой друг компьютер» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – 34 часа в год.Программа составлена с учётом ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениямии предполагает использование компьютеров.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Направление работы по развитию компьютерной грамотности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено курсом «Мой друг компьютер». Это компьютерные уроки после уроков.ИКТ – технологиив обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – еще одна возможность по коррекции мелкой моторики руки, которая напрямую связана с коррекцией мыслительных процессов. Курс представлен тремя основными разделами, которыесоставляют структурные единицы уроков:
— знакомство с инструментами компьютерной среды;
— техническое освоение инструментов обучающимися;
— знакомство с цифровым миром: создание ситуаций эмоционального подъема через успех выполненных посильных заданий.
5. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области компьютерной графики.
- Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
- Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение элементарными приёмами деятельности на уроках ИКТ.
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; знакомство с компьютерной техникой и развитие навыков самостоятельной работы.
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;выражение готовности в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; интерес к предметно-исследовательской деятельности.
- Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование уменияизбегать конфликтных ситуаций.
- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Формирование умения различать « красивое» и «некрасивое».
- Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи ,проявление сопереживания к чувствам других людей; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности.
- Сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики.
- Проявление готовности к самостоятельной жизни; освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
- использовать принятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).Предметные результаты:
- запускать компьютерные программы по просьбе учителя;
- работать с клавишами «Enter» и«Tab», клавишами управления курсором ???? ;
- ориентироваться на клетчатом поле;
- заливать краской замкнутую область рисунка;
- печатать простые слова, предложения;
- вводить числовую информацию с клавиатуры;
- составлять задания с занимательным содержанием самостоятельно и выполнять рисунки к ним.Планируемые результаты :
о многообразии источников информации;
о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
о назначении основных устройств компьютера;
6. Основное содержание учебного курса
Раздел I. Введение. В гостях у сказки
Тема 1.Диагностика. В гостях у Сказки.
Знакомство. Введение в предмет. Путешествие в гости к сказке.
знать: понятия «информация»,«информатика», «компьютер»;
Тема 2. Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере.
Знакомство с устройствами компьютера.
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Кто такой курсор?
знать: технику безопасности при работе на компьютере, правила поведения в кабинете информатики, основные устройства компьютера;
Раздел II. «Знакомство с клавиатурой»
Печатаем гласные буквы. Печатаем согласные буквы. Печатаем слоги. Печатаем слова. Работа над творческим проектом «Мое имя». Печатаем цифры и примеры.
знать: расположение клавиш основных и дополнительных клавиш на клавиатуре
Раздел III. «Мышь. Пиктограммы»
Работа одним щелчком мыши. Работа с двойным щелчком мыши. Перетаскивание предметов. Игра «Раскраска»
По данной теме учащиеся должны
знать: как работать мышкой (один щелчок, двойной щелчок, перетаскивание)
Раздел IV.«Графика»
Работа с инструментами. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами рисунка (закрашивание фигур). Работа с фрагментами рисунка (подпись фигур). Работа над творческим проектом «Домик». Рисуем на свободную тему.
знать: возможности современных программных средств для обработки графических изображений, приемы работы с растровымграфическим редакторомна примере русскоязычной версии программыMSPaint
Раздел V. Введение в логику
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Работа с компьютернойпрограммой «Собери картинку». Развитие внимания. Занимательные задачки. Путешествие в страну Ребусов. Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Работа с компьютерной программой «Укажи лишнего». Путешествие в страну Загадок.знать: понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; числа до 30, правила безопасного использования карандашей; способы решения задач, замаскированных под ребусы, загадки и шутки.
7. Тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1. | Введение. В гостях у сказки | 2 |
2. | «Знакомство с клавиатурой» | 7 |
3. | «Мышь. Пиктограммы» | 5 |
4. | «Графика» | 9 |
5. | Введение в логику | 11 |
Итого: | 34 |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 3 класс
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу компьютерная грамота«Мой друг компьютер» для обучающихся3 класса разработана на основе нормативных документов:
Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательнымпрограммам»(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)
Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6от 16.05.2016 г.;
ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Приказ № 72от 16.05.2016 г.
- Рудченко Т. А. Информатика. Сборник рабочих программ. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов. — 2(е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 55 с. ,утверждена педсоветом от 29.08.18 г. № 1
2.Общая характеристика учебного предмета.
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Цели данной программы: Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; развитие у обучающихся первоначальных умений и навыков решения логических задач.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач:
дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;
формирование общеучебных умений и навыков;
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
развитие памяти, внимания, наблюдательности;
абстрактного и логического мышления;
воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
умения работать в парах, мини группах;
бережного отношения к школьному имуществу;
навыков здорового образа жизни.
3.Место учебного предмет в учебном плане.
Программа составлена с учётом ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениямии предполагает использование компьютеров. Согласно учебному плану всего на изучение курса компьютерной грамоты«Мой друг компьютер» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Направление работы по развитию компьютерной грамотности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено курсом «Мой друг компьютер». ИКТ – технологиив обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – еще одна возможность по коррекции мелкой моторики руки, которая напрямую связана с коррекцией мыслительных процессов. Курс предмета представлен тремя основными разделами, которыесоставляют структурные единицы уроков:
— знакомство с инструментами компьютерной среды;
— техническое освоение инструментов;
— знакомство с цифровым миром: создание ситуаций эмоционального подъема через успех выполненных посильных заданий.
5.Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю, через информацию научебных занятиях.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивостьна уроках и внеурочное время.
3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам при работе в парах.
4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий.
5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни;посильное участиев повседневной жизни классаи школы.
6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке.
7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс.
8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности;осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях; понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).
10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.
12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня.
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни;применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.
Личностныеучебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
-использоватьпринятые ритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойствахорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать;
-наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты:
-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области компьютерной графики;
-знать инструменты компьютерной среды;
-владеть различными приёмами деятельности;
-отработать навыки самостоятельной работы.
6. Основное содержание рабочей программы.
Введение.
Знакомство. Введение в предмет.
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере
Знакомство с устройствами компьютера.
Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Клавиатурный тренажёр. Все алфавитные клавиши.
Мышь. Пиктограммы.
Работа одним щелчком мыши. Работа с двойным щелчком мыши. Перетаскивание предметов. Игра в пазлы.
Работа с инструментами. Игра «Мы рисуем». Рисование геометрических фигур. Графические операции: цвета, заливка фигур цветом. Развитие внимания «Занимательные задания» .
Введение в логику.
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Работа с компьютернойпрограммой «Собери картинку». Развитие внимания. Занимательные задачки.В стране Ребусов. Волшебные раскраски. Работа с компьютерной программой «Один лишний». В стране Загадок.
7. Тематическое планирование.
№ | Разделы рабочей программы. | Количество часов. |
1. | Введение. | 4 |
2. | Знакомство с устройством компьютера. | 7 |
3. | Мышь. Пиктограммы. | 14 |
4. | Введение в логику. | 9 |
Итого : | 34 |
8.Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | Рудченко Т. А. Информатика. Сборник рабочих программ. 1—4 классы :пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов. — 2(е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 55 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Технические средства обучения. | Компьютер, интерактивная доска. Интернет ресурсы: ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Демонстрационные пособия. | Презентации и методические разработки, тренажёры | ||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютерная грамота «Мой друг компьютер» 4 класс 1.Пояснительная записка Рабочая программа по компьютерной грамоте«Мой друг компьютер» для обучающихся4 класса разработана на основе нормативных документов: Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28; Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014; Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»; Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, приказ№ 6 от 16.05.2016 г.; ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия Т. А. Рудченко «Информатика» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Утверждена педсоветом от 29.08.2018 г. протокол № 1. 2.Общая характеристика предмета Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации. Цели данной программы: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач: дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и сферах его применения; развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»; формирование общеучебных умений и навыков; приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией; развитие памяти, внимания, наблюдательности; абстрактного и логического мышления; воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности; умения работать в минигруппах; бережного отношения к школьному имуществу; навыков здорового образа жизни. 3.Место предмета в учебном плане Программапредмета компьютернаяграмота«Мой друг компьютер» рассчитана на 1 год. 1 час в неделю – 34 часа в год.Программа составлена с учётом ФГОС для детей сУО (интеллектуальными нарушениями),предполагает использование компьютера. 4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Направление работы по развитию компьютерной грамотности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено курсом «Мой друг компьютер». Это компьютерные уроки. ИКТ – технологиив обучении младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – еще одна возможность по коррекции мелкой моторики руки, которая напрямую связана с коррекцией мыслительных процессов. Курс представлен тремя основными разделами, которыесоставляют структурные единицы уроков: — знакомство с инструментами компьютерной среды; — техническое освоение инструментов обучающимися; — знакомство с цифровым миром: создание ситуаций эмоционального подъема через успех выполненных посильных заданий. 5.Планируемые результаты освоения Личностные результаты: 1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю; 2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; 3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам на уроках и внеурочных занятиях; 4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий; 5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни; посильное участиев повседневной жизни классаи школы; 6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке; 7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс; 8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях; понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова). 10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; 11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников. 12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня. 13.Формирование готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни. Личностныеучебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс); использовать принятые ритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Познавательные учебные действия: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениямиокружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты: включать и выключать компьютер; владеть основными кнопкамиклавиатуры; правила техники безопасности; правила работы за компьютером. 6.Основное содержание программы. Введение в предмет. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере Знакомство с устройствами компьютера. Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера. Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой. Мышь. Пиктограммы. Работа одним щелчком мыши. Работа с двойным щелчком мыши. Перетаскивание предметов. Игра « Мы рисуем». Работа с инструментами. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами рисунка (закрашивание фигур). Работа с фрагментами рисунка (подпись фигур). Работа над творческим проектом «Домик». Рисуем на свободную тему. Введение в логику. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Работа с компьютернойпрограммой «Собери картинку». Развитие внимания. Занимательные задачки. Путешествие в страну Ребусов. Выделение существенных признаков предметов. Решение задач-шуток. Работа с компьютерной программой «Укажи лишнего». Путешествие в страну Загадок. 7.Тематическое планирование.
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
|