Рабочие программы по предмету Речевая практика 1-4 класс, 5-11 класс
Рабочие программы по предмету Речевая практика 1-4 класс, 5-11 класс
на 2018-2019 учебный год
Аннотация к предмету Речевая практика
Речевая практика 1 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся1 класса разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
- Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 4/15 от 22.12.2015;
- ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);
Рабочая программа по речевой практике для 1 класса составлена в соответствии с учебником Речевая практика для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова) М: Просвещение, 2017) утвержден федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017 г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Цель: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи раздела «Речевая практика»:
— учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
— развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Рабочая программа разработана,33 часа в год, 1 час в неделю – 33 учебные недели.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение предмета «Речевая практика» помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевойпрактики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
5.Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; идентификация себя со школой (я – ученик)
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ребенок не конфликтует с детьми другой национальности;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способен осознавать изменения;Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; способность обращаться за помощью к взрослому;Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знает свои возраст, пол.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; принятие образца «хорошего ученика».Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях,расширение круга общения, дружеских контактов;Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; различает категории «красиво-некрасиво»Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; способен испытывать чувства стыда, вины.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; отсутствуют вредные привычкиФормирование готовности к самостоятельной жизни; имеет свои домашние обязанности.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социальногоокружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать вколлективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
— использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
— обращаться за помощью и принимать помощь;
— слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,вставать и выходить из-за парты и т. д.);
— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
— устанавливать видо-родовые отношения предметов;
— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
— читать;
— писать;
— выполнять арифметические действия;
— наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
- (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
6.Основное содержание рабочей программы.
Аудирование. Повторение оппозиционных слоговых структур, слов — паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 — записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению. |
Общение и его значение в жизни. Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Дикция и выразительность речи. Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость,удивление, жалость, гнев, грусть, страх Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно — ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос — сообщение». Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки. Культура общения. Выражение просьбы, извинения.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. |
7. Тематический план
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1. | Аудирование. | |
2. | Общение и его значение в жизни. | |
3. | Дикция и выразительность речи. | |
4. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | |
5. | Культура общения. | |
Итого: | 33часа |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | 1.Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года). 2.С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2017. 3.С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Рабочая тетрадь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение», 2017. |
2. | Технические средства обучения | Компьютер, интерактивная доска. ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/ |
3. | Демонстрационные пособия | Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки |
Речевая практика 2 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся2 класса разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
- Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
- Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016;
- ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016 г.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);
Рабочая программа поречевой практике для 2 класса составлена в соответствии с учебникомРечевая практика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова ,Т.М. Головкина,С. В. Саакян).утверждён федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017г.
- Общая характеристика учебного предмета.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов
Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана, 34 часа в год, 1чс в неделю – 34 учебные недели.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- Обогащение словаря;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
5. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; проявлениечувства сострадания, сопереживания в добрых поступках.
- Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников.
- Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе построении речевого высказывания.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умениеобратитьсяквзросломуза помощью, используя речевые обороты.
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; понимание личной ответственности за свои поступки.
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями по речевой практике.
- Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование умения различать « красивое» и «некрасивое» выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.
- Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей ;развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро — зло) через пересказ волшебных сказок.
- Сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
- Проявление готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
- использовать принятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).Предметные результаты Минимальный уровень:
- формулировкапросьбижеланийсиспользованиемэтикетныхслови выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятиена слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительноепроизнесениечистоговорок,короткихстихотворенийс опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответынавопросыучителяпосодержаниюпрослушанныхи/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- пониманиесодержаниянебольшихпообъемусказок,рассказови стихотворений; ответы на вопросы;
- пониманиесодержаниядетскихрадио-ителепередач,ответына вопросы учителя;
- выборправильныхсредствинтонациисопоройнаобразецречи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,прощания,извиненияит. п.),используясоответствующие этикетные слова и выражения;
- участиевколлективномсоставлениирассказаилисказкипотемам речевых ситуаций;
- составлениерассказовсопоройнакартинныйиликартинно-символический план.
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
- Содержаниеучебного предмета
- АудированиеРазвитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.Слова, близкие по звучанию.
- Дикция и выразительность речи.Отработка у школьников четкостипроизношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.
- Подготовка речевой ситуации и организация высказыванияВ содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.Заголовок к речевой ситуации.Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.Составление из символов связного высказыванияиз 3 – 5 предложений.Использование личных местоимений вместо существительного для связи предложений в тексте.Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.
- Культура общения.Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
- Тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов программы | Количество часов |
1 | Школьная жизнь | 6 |
2 | Игры и игрушки | 3 |
3 | Играем в сказку | 7 |
4 | Мои товарищи в школе | 5 |
5 | Я за порогом дома | 12 |
Итого: | 34 ч |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года). Речевая практика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова ,Т.М. Головкина,С. В. Саакян). |
2. | Технические средства обучения | Компьютер, интерактивная доска. ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/ |
3. | Демонстрационные пособия | Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки |
Речевая практика 3 класс
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся3 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
-Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
-Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
-Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями)ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016 г.;
-ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-Приказ № 72от 16.05.2016.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);
Рабочая программапоречевой практике для 3 класса составлена в соответствии с учебником«Речевая практика» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В. КомароваМосква « Просвещение», 2017 г. Учебник«Речевая практика» (для об-ся с интеллек-туальными нарушениями) дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, утверждён федеральным перечнем учебников приказ№ 535 от 08.06.2017 г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов
Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
-Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
-Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
-Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
-Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
-Учить строить устные связные высказывания;
-Воспитывать культуру речевого общения.
3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю — 34 часа в год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
5.Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю, черезнародные сказкио родном крае.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивостьна уроках и внеурочное время.
3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам на примерах сказок и тематических ситуаций.
4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий.
5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни;посильное участиев повседневной жизни классаи школы.
6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке.
7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс.
8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности;осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях;понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).
10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.
12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня.
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни ;применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.
Личностныеучебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
-использоватьпринятые ритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойствахорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать;
-наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-формулировкапросьбижеланийсиспользованиемэтикетныхслови выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятиена слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительноепроизнесениечистоговорок,короткихстихотворенийс опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответынавопросыучителяпосодержаниюпрослушанныхи/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-пониманиесодержаниянебольшихпообъемусказок,рассказови стихотворений; ответы на вопросы;
-пониманиесодержаниядетскихрадио-ителепередач,ответына вопросы учителя;
-выборправильныхсредствинтонациисопоройнаобразецречи учителя и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,прощания,извиненияит. п.),используясоответствующие этикетные слова и выражения;
-участиевколлективномсоставлениирассказаилисказкипотемам речевых ситуаций;
-составлениерассказовсопоройнакартинныйиликартинно-символический план.
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
6.Основное содержание рабочей программы.
Аудирование. Повторение оппозиционных слоговых структур, слов — паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 — записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению. |
Общение и его значение в жизни. Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Дикция и выразительность речи. Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость,удивление, жалость, гнев, грусть, страх Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно — ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос — сообщение». Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки. Культура общения. Выражение просьбы, извинения.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. |
7.Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование раздела программы. | Количество часов. |
1. | Аудирование. | 5 |
2. | Общение и его значение в жизни человека. | 6 |
3. | Дикция и выразительность речи. | 7 |
4. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | 8 |
5. | Культура общения. | 8 |
Итого: | 34 |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | 1.Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года). 2.С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс. Учебник «Речевая практика»(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ) Москва, «Просвещение», 2018 г. |
2. | Технические средства обучения | Компьютер, интерактивная доска. ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/ |
3. | Демонстрационные пособия | Демонстрационный материал: карточки, картинки; дидактические игры, методические разработки |
Речевая практика 4 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для обучающихся4 класса разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
- Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
- Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Приказ№ 6 от 16.05.2016 г
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);
Рабочая программа поречевой практике для 4 класса составлена в соответствии с учебникомРечевая практика для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В.Саакян Учебникдляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017 г.) утверждён федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017г.
2.Общая характеристика учебного предмета
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов
Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Речевая практика» во 4 классе отводится 1 час в неделю и 34 часа в год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
5.Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю.
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам;
4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий;
5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни; посильное участиев повседневной жизни классаи школы;
6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке;
7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс;
8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях; понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).
10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование умения различать « красивое» и «некрасивое» на уроке;
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.
12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни(физминутки, физпаузы и т.д.) на уроках.
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.
Личностныеучебные действия:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
- Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Коммуникативные учебные действия
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
- Использоватьпринятые ритуалы социальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
- Обращаться за помощью и принимать помощь;
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Познавательные учебные действия:
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- Читать; писать;
- Наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- Составление рассказов с опорой накартинный или картинно- символический план.
6.Основное содержание рабочей программы
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по партена уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение вобщественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширениепредставлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
7.Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1. | Аудирование и понимание речи. | |
2. | Дикция и выразительность речи. | |
3. | Общение и его значение в жизни. | |
4. | Организация речевого общения | |
5. | Алгоритм работы над темой речевой ситуации | |
За год | 34 ч |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал | Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года). Речевая практика для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В.Саакян . Учебникдляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017 г.) |
2. | Технические средства обучения | Компьютер, интерактивная доска. ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/ Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/ Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/ |
3. | Демонстрационные пособия | Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки |