ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ГКОУ РО Николаевская специальная школа-интернат

ГКОУ РО Николаевская специальная школа-интернат

МЕНЮ

Главная » Рабочие программы по предмету Речевая практика 1-4 класс, 5-11 класс

Рабочие программы по предмету Речевая практика 1-4 класс, 5-11 класс

Рабочие программы по предмету Речевая практика 1-4 класс, 5-11 класс

на 2018-2019 учебный год

Аннотация к предмету Речевая практика

Речевая практика 1 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся1 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 4/15 от 22.12.2015;
  • ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программа по речевой практике для 1 класса составлена в соответствии с учебником Речевая практика для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова) М: Просвещение, 2017) утвержден федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017 г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Цель: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи раздела «Речевая практика»:

— учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

— развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане

Рабочая программа разработана,33 часа в год, 1 час в неделю – 33 учебные недели.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение предмета «Речевая практика» помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевойпрактики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

5.Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; идентификация себя со школой (я – ученик)

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ребенок не конфликтует с детьми другой национальности;
  2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способен осознавать изменения;Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; способность обращаться за помощью к взрослому;Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знает свои возраст, пол.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; принятие образца «хорошего ученика».Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях,расширение круга общения, дружеских контактов;Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; различает категории «красиво-некрасиво»Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; способен испытывать чувства стыда, вины.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; отсутствуют вредные привычкиФормирование готовности к самостоятельной жизни; имеет свои домашние обязанности.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социальногоокружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать вколлективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);

— использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;

— обращаться за помощью и принимать помощь;

— слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

— устанавливать видо-родовые отношения предметов;

— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

— читать;

— писать;

— выполнять арифметические действия;

— наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;

— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Достаточный уровень:

    • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
    • понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
    • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
    • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
    • (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
    • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
    • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

6.Основное содержание рабочей программы.

Аудирование.

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов — паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 — записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

Общение и его значение в жизни.

Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Дикция и выразительность речи.

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость,удивление, жалость, гнев, грусть, страх

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно — ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос — сообщение». Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки.

Культура общения.

Выражение просьбы, извинения.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

7. Тематический план

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

1.

Аудирование.

2.

Общение и его значение в жизни.

3.

Дикция и выразительность речи.

4.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

5.

Культура общения.

Итого:

33часа

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

1.Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года).

2.С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2017.

3.С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс. Рабочая тетрадь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение», 2017.

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки

Речевая практика 2 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся2 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016;
  • ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016 г.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программа поречевой практике для 2 класса составлена в соответствии с учебникомРечевая практика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова ,Т.М. Головкина,С. В. Саакян).утверждён федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017г.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов

Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи раздела «Речевая практика»:

  • Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
  • Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
  • Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения.
  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана, 34 часа в год, 1чс в неделю – 34 учебные недели.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
  • Обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

5. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; проявлениечувства сострадания, сопереживания в добрых поступках.
  2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников.
  3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе построении речевого высказывания.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умениеобратитьсяквзросломуза помощью, используя речевые обороты.
  5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; понимание личной ответственности за свои поступки.
  6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик.
  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями по речевой практике.
  9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
  10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование умения различать « красивое» и «некрасивое» выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации.
  11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей ;развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро — зло) через пересказ волшебных сказок.
  12. Сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.
  13. Проявление готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника.
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.Коммуникативные учебные действия:
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
  • использовать принятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Регулятивные учебные действия:
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Познавательные учебные действия:
  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).Предметные результаты Минимальный уровень:
  • формулировкапросьбижеланийсиспользованиемэтикетныхслови выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятиена слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительноепроизнесениечистоговорок,короткихстихотворенийс опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответынавопросыучителяпосодержаниюпрослушанныхи/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  • пониманиесодержаниянебольшихпообъемусказок,рассказови стихотворений; ответы на вопросы;
  • пониманиесодержаниядетскихрадио-ителепередач,ответына вопросы учителя;
  • выборправильныхсредствинтонациисопоройнаобразецречи учителя и анализ речевой ситуации;
  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,прощания,извиненияит. п.),используясоответствующие этикетные слова и выражения;
  • участиевколлективномсоставлениирассказаилисказкипотемам речевых ситуаций;
  • составлениерассказовсопоройнакартинныйиликартинно-символический план.

В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.

  1. Содержаниеучебного предмета
  1. АудированиеРазвитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.Слова, близкие по звучанию.
  2. Дикция и выразительность речи.Отработка у школьников четкостипроизношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.
  3. Подготовка речевой ситуации и организация высказыванияВ содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.Заголовок к речевой ситуации.Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.Составление из символов связного высказыванияиз 3 – 5 предложений.Использование личных местоимений вместо существительного для связи предложений в тексте.Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.
  4. Культура общения.Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
  1. Тематическое планирование.

№п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Школьная жизнь

6

2

Игры и игрушки

3

3

Играем в сказку

7

4

Мои товарищи в школе

5

5

Я за порогом дома

12

Итого:

34 ч

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года).

Речевая практика для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова ,Т.М. Головкина,С. В. Саакян).

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки

Речевая практика 3 класс

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся3 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;

-Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;

-Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;

-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

-Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями)ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016 г.;

-ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-Приказ № 72от 16.05.2016.

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программапоречевой практике для 3 класса составлена в соответствии с учебником«Речевая практика» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.В. КомароваМосква « Просвещение», 2017 г. Учебник«Речевая практика» (для об-ся с интеллек-туальными нарушениями) дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, утверждён федеральным перечнем учебников приказ№ 535 от 08.06.2017 г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов

Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи раздела «Речевая практика»:

-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

-Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:

-Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

-Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

-Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

-Учить строить устные связные высказывания;

-Воспитывать культуру речевого общения.

3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю — 34 часа в год.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

5.Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю, черезнародные сказкио родном крае.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивостьна уроках и внеурочное время.

3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам на примерах сказок и тематических ситуаций.

4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий.

5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни;посильное участиев повседневной жизни классаи школы.

6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке.

7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс.

8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности;осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях;понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).

10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.

12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня.

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни ;применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.

Личностныеучебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);

-использоватьпринятые ритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Познавательные учебные действия:

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойствахорошо знакомых предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-читать; писать;

-наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-формулировкапросьбижеланийсиспользованиемэтикетныхслови выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятиена слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительноепроизнесениечистоговорок,короткихстихотворенийс опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

-ответынавопросыучителяпосодержаниюпрослушанныхи/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-пониманиесодержаниянебольшихпообъемусказок,рассказови стихотворений; ответы на вопросы;

-пониманиесодержаниядетскихрадио-ителепередач,ответына вопросы учителя;

-выборправильныхсредствинтонациисопоройнаобразецречи учителя и анализ речевой ситуации;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,прощания,извиненияит. п.),используясоответствующие этикетные слова и выражения;

-участиевколлективномсоставлениирассказаилисказкипотемам речевых ситуаций;

-составлениерассказовсопоройнакартинныйиликартинно-символический план.

В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.

6.Основное содержание рабочей программы.

Аудирование.

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов — паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 — записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

Общение и его значение в жизни.

Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Дикция и выразительность речи.

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость,удивление, жалость, гнев, грусть, страх

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно — ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос — сообщение». Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки.

Культура общения.

Выражение просьбы, извинения.Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

7.Тематическое планирование.

№ п.п.

Наименование раздела программы.

Количество часов.

1.

Аудирование.

5

2.

Общение и его значение в жизни человека.

6

3.

Дикция и выразительность речи.

7

4.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

8

5.

Культура общения.

8

Итого:

34

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

1.Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года).

2.С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс. Учебник «Речевая практика»(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ) Москва, «Просвещение», 2018 г.

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Демонстрационный материал: карточки, картинки; дидактические игры, методические разработки

Речевая практика 4 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практике для обучающихся4 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535)« «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Приказ№ 6 от 16.05.2016 г

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программа поречевой практике для 4 класса составлена в соответствии с учебникомРечевая практика для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В.Саакян Учебникдляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017 г.) утверждён федеральным перечнем учебников Приказ № 535 от 08.06.2017г.

2.Общая характеристика учебного предмета

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов

Цель учебного предмета «Речевая практика» — развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи раздела «Речевая практика»:

  • Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
  • Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
  • Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения.

3.Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета «Речевая практика» во 4 классе отводится 1 час в неделю и 34 часа в год.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

5.Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам;

4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий;

5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни; посильное участиев повседневной жизни классаи школы;

6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке;

7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс;

8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях; понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).

10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование умения различать « красивое» и «некрасивое» на уроке;

11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.

12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни(физминутки, физпаузы и т.д.) на уроках.

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.

Личностныеучебные действия:

  1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

  1. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.Коммуникативные учебные действия
  1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
  2. Использоватьпринятые ритуалы социальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
  3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Познавательные учебные действия:
  1. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  4. Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  5. Читать; писать;
  6. Наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;
  7. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  1. Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  2. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  3. Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  4. Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  5. Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  6. Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  1. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
  1. Понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
  2. Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  3. Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  4. Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  5. Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  6. Составление рассказов с опорой накартинный или картинно- символический план.

6.Основное содержание рабочей программы

В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.

Аудирование и понимание речи.

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни.

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по партена уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение вобщественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширениепредставлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

7.Тематическое планирование.

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1.

Аудирование и понимание речи.

2.

Дикция и выразительность речи.

3.

Общение и его значение в жизни.

4.

Организация речевого общения

5.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

За год

34 ч

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классыпод редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, «Просвещение», 2013 года).

Речевая практика для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В.Саакян . Учебникдляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017 г.)

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки


Календарь

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архивы Новостей

Центр защиты прав и интересов детей

Популярные записи

© 2020. ГКОУ РО Николаевская специальная школа-интернат.