A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области "Николаевская специальная школа-интернат"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕНЮ

Рабочие программы по предмету «Мир природы и человека» 1-4 класс, 5-11 класс

Рабочие программы по предмету «Мир природы и человека» 1-4 класс, 5-11 класс

на 2018-2019 учебный год

Аннотация к предмету «Мир природы и человека»

Мир природы и человека 1 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Мир природы и человека для обучающихся1 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательная программадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 4/15 от 22.12.2015;
  • ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программа попредмету Мир природы и человека для 1 класса составлена в соответствии с учебником«Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир».Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016)утвержден федеральным перечнем учебников Приказ 535 от 08.06.2017 г.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе и раскрытие простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи: уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, да?т новые знания об основных е? элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;

вырабатывает умения наблюдать природные явления;

формирует знания учащихся о природе своего края;

формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

3.Место предмета в учебном плане

Учебный план, предусматривает изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классев количестве 33часа в год (1 час в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. При последовательном изучении предмета может быть использован индивидуальный подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

5. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; идентификация себя со школой (я – ученик)

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению,истории и культуре других народов; ребенок не конфликтует с детьми другой национальности;
  2. Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способен осознавать изменения;Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни; пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; способность обращаться за помощью к взрослому;Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знает свои возраст, пол.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; принятие образца «хорошего ученика».Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях, расширение круга общения, дружеских контактов;Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; различает категории «красиво-некрасиво»Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; способен испытывать чувства стыда, вины.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; отсутствуют вредные привычкиФормирование готовности к самостоятельной жизни; имеет свои домашние обязанности.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать вколлективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);

— использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;

— обращаться за помощью и принимать помощь;

— слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

— устанавливать видо-родовые отношения предметов;

— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

— читать;

— писать;

— выполнять арифметические действия;

— наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;

— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

называть и показывать части тела человека, органы чувств, объ­яснять их назначение.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;

выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы;

классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам;

замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них;

уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.

6.Содержание образовательной программы.

Сезонные изменения в неживой природе.

Влияние солнца на изменения в природе: зима — солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето — солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний

покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце — источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного и света в жизни растений,

животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.

Живая природа

Растения

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их

сравнение.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразие: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным

климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1—2 хорошо знакомых животных).

Человек

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза — орган зрения, ухо — орган слуха и т. д.

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

7. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1.

Неживая природа

5

2.

Сезонные изменения в природе

8

3.

Живая природа. Растения

7

4.

Живая природа. Животные

7

5.

Человек

6

Итого: 33

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида0-4 классы // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013),

Учебник«Живой мир» 3 класс Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Просвещение» Москва 2014г. Рабочая тетрадь «Живой мир» 3 класс Н.Б. Матвеева, М.А. Попова «Просвещение» Москва 2014г

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки

Мир природы и человека 2 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Мир природы и человека для обучающихся2 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016;
  • Положение ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016 г.Основой для разработки послужили «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. Москва, «Просвещение» 2013 год.

Рабочая программа поречевой практике для 2 класса составлена в соответствии с учебником«Живой мир» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Б. Матвеева М.С. Котина Т.О. Куртова.) Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2016). утвержден федеральным перечнем учебников Приказ №535 от 08.06.2017 г.

  1. Общая характеристика учебного предмета

«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель предмета:

формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;

— пониманиепростейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи предмета:

расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;

-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;

использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;

-формировать знания учащихся о природе своего края;

-формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.

Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание предмета предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

— полисенсорности восприятия объектов;

— практического взаимодействия обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении предмета «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

  1. Место предмета в учебном плане

Учебный план предусматривает изучение предмета «Мир природы и человека»во 2 классев количестве 34часа в год (1 час в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

— развитие зрительного восприятия и узнавания;

— развитие зрительной памяти и внимания;

— развитие пространственных представлений ориентации;

— развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

— навыков соотносительного анализа;

— навыков группировки и классификации ;

— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

— умения планировать деятельность;

— развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; осознание себя как ученика, любящего свою Родину, природу, край.
  2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; адаптированное поведение в классе, школе.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; умениеобратитьсяквзросломуза помощью.
  5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья».
  6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия ;владеть доступными средствами коммуникации.
  7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик.
  8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
  9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
  10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края.
  11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; проявление сопереживания к чувствам родных и близких, одноклассников.
  12. Сформированностьустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
  13. Проявление готовности к самостоятельной жизни; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);
  • использовать принятыеритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдатьподруководствомвзрослогоза предметамииявлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень

  • называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • различать домашних и диких животных, рыб;
  • различать признаки времён года;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • различать элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизниживой и неживой природы.

6.Основное содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Название времен года, знакомство с названием месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь.

Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

7.Тематическое планирование.

№п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

17

2

Неживая природа

3

3

Живая природа

8

4

Человек

3

5

Животные

3

Итого:

34 ч

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. Москва, «Просвещение» 2013 год.

Учебник «Живой мир» 2 класс Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Просвещение» Москва 2014г.

Рабочая тетрадь «Живой мир» 2 класс Н.Б. Матвеева, М.А. Попова «Просвещение» Москва 2014г

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки

Мир природы и человека 3 класс

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Мир природы и человека» для обучающихся3 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;

-Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;

-Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;

-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

-Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, протокол № 6 от 16.05.2016 г.-ПОЛОЖЕНИЕГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-Приказ № 72от 16.05.2016 г.

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);

Рабочая программа попредмету « Мир природы и человека» для 3 класса составлена в соответствии с учебником«Мир природы и человека» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова) Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г., утверждён федеральным перечнем учебников приказ№ 535 от 08.06.2017 г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека»:формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

пониманиепростейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Учебный предмет«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание предмета предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

— полисенсорности восприятия объектов;

— практического взаимодействия обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении предмета «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

3.Место предмета в учебном плане.

Учебный планпредусматривает изучение предмета «Мир природы и человека»в 3 классев количестве 34часа в год (1 час в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении предмета может быть использован индивидуальный подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

5. Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю, через чтение текстов о природе родного края.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др. на уроках и внеурочное время.

3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам на примерах прочитанных произведений.

4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий.

5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни; посильное участиев повседневной жизни классаи школы.

6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке.

7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей ;вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс.

8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности;осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях;понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).

10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей; проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.

12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня.

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни;применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.

Личностныеучебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель?класс);

-использоватьпринятые ритуалысоциальноговзаимодействияс одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Познавательные учебные действия:

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойствахорошо знакомых предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-читать; писать;

-наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями окружающей действительности;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-называть изученные объекты и явления природы;

-различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;

-различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

-различать домашних и диких животных, рыб;

-различать признаки времён года;

-выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень:

-правильно называть изученные объекты и явления природы;

-различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

-различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

-различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

-различать элементарные гигиенические правила;

-различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизниживой и неживой природы.

6.Содержание образовательной программы.

Сезонные изменения в природе.

1.Сезонные изменения в неживой природе.

Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:

направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:

облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2.Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.

Увядание и появление цветов и трав (медуница).

Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разные времена года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

3. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.

Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа.

1. Растения.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и опасные.

2.Животные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд — галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.

3.Человек.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

7.Тематическое планирование.

№ п.п.

Название разделов программы.

Количество часов.

1.

Сезонные изменения в природе.

13

2.

Неживая природа.

8

3.

Живая природа.

13

Итого:

34

8. Материально – техническое обеспечение образовательногопроцесса.

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида0-4 классы // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013),

Учебник «Мир природы и человека» 3 класс

Матвеева Н.Б.,Т.О. Куртова., ПоповаМ.А. «Просвещение» Москва 2017 г.

Рабочая тетрадь 1-2 ч. «Мир природы и человека» 3 класс Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова«Просвещение» Москва 2018 г.

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки

Мир природы и человека 4 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»для обучающихся4 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28;
  • Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),приказ № 1599 от 22.12.2014;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г. с изменениями 2016 года (приказ № 1677), 2017 года (приказ № 535) «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»;
  • Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
  • Адаптированная основная образовательнаяпрограммадля детей с умственной отсталостью(с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната, приказ№ 6 от 16.05.2016 г.;
  • ПОЛОЖЕНИЕ ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интернатао рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72от 16.05.2016.Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 0-4 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013);Рабочая программа попредмету:Мир природы и человека для 4 класса составлена в соответствии с учебником«Мир природы и человека»для 4 классадля общеобразовательныхорганизаций реализующих адаптированные основные образовательные программыв 2 частях.

( Мир природыи человека. 4 класс ( Н.Б. Матвееева, И.А. Ярочкин, М.А. Попова.) Просвещение 2018 г.данный учебник включенв федеральный перечень учебников Приказ № 535 от 08.06.2017г.

2.Общая характеристика учебного предмета

«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека»: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

пониманиепростейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Учебный предмет«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание предмета предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

— полисенсорности восприятия объектов;

— практического взаимодействия обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

— накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении предмета «Мир природы и человека» уделено

формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

3.Место предмета в учебном плане

Учебный планпредусматривает изучение предмета «Мир природы и человека»в 4классев количестве 34часа в год (1 час в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельныхобучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении предмета может быть использован индивидуальный подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

5. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; любовь к своему краю; знаниесвоего адреса;

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

доброжелательное отношение к одноклассникам на урокахи внеурочное время;

3.Овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;адекватная оценка собственных поступков по отношению к сверстникам;

4.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;элементарно оценивать свои возможности и силы при выполнении заданий;

5.Овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни;посильное участиев повседневной жизни классаи школы;

6.Владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия; владение доступными средствами коммуникации на уроке;

7.Способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; вступать в контакт и работать в коллективе: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс;

8.Принятие и освоение социальнойроли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности; осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях; понимание норм речевого этикета и правиламиустного общения (обращение, вежливые слова).

10.Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств; может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво».

11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;проявление доброжелательности в отношении к другим людям, сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников.

12.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, знает и соблюдает правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;

13.Формирование готовности к самостоятельной жизни; применение общеучебныхи трудовых умений,навыков в повседневной жизни.

Личностные учебные действия

  1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
  5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

1.Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс,учитель?класс);

2.Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

3.Обращаться за помощью и принимать помощь;

4.Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

5.Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

6.Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

1.Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,

вставать и выходить из-за парты и т. д.);

2.Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

3.Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

4.Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

1.Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства

хорошо знакомых предметов;

2.Устанавливатьвидо-родовые отношения предметов;

3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

4.Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

5.Читать; писать; выполнять арифметические действия;

6.Наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениями

окружающей действительности;

7.Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • различать домашних и диких животных, рыб;
  • различать признаки времён года;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • различать элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизниживой и неживой природы.

6.Содержание образовательной программы.

Сезонные изменения.

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины — де­ятельности Солнца, определять следствия — признаки времён года. Обобщение и закре­пление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закреплениепредставлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

сезонные изменения в неживой природе;

труд людей в разные времена года.

растения и животные в разные времена года;

Неживая природа.

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

почва, состав почвы;

простейшие свойства почвы, их значение для растений, способы обработки почвы;

формы поверхности Земли.

Живая природа.

Растения

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить обучающихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

растения сада, огорода, леса, их сравнение;

растения культурные и дикорастущие;

лекарственные растения, Красная книга;

парк, создание человеком парков;

растения поля, уход за растениями поля, их значение в жизни человека;

строение растений поля;

Животные

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

домашние животные, уход за ними ;

дикие птицы;

водоплавающие птицы;

домашние птицы;

куры;

насекомые;

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о пра­вильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания челове­ка, её охране.

голова и мозг человека, охрана и укрепление здоровья ;

режим дня;

охрана природы.

7.Тематическое планирование.

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1.

Сезонные изменения

12

2.

Неживая природа

5

3.

Живая природа

15

4.

Повторение

2

За год

34

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Методические электронные ипечатные пособия, раздаточный материал

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида0-4 классы // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013),

Учебник« Мир природы и человека» 4 класс Матвеева Н.Б., Куртова Т.О. «Просвещение» Москва 2018г.

2.

Технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

ПроШколу.ру — бесплатный школьный портал

http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей

http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)

http://ppt4web.ru/

3.

Демонстрационные пособия

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки


© 2024 - Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области "Николаевская специальная школа-интернат"